Кафедра менеджмента ИЭИ ЧГУПятница, 17-Мая-2024, 01.09.29

| RSS
Главная | Каталог статей
Меню сайта

Категории каталога
Разное [152]
Широка страна моя родная.... [43]
Успешный менеджер. Кто он? [94]
НИД кафедры [36]
Научно-исследовательская деятельность кафедры

Мини-чат
200

Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 379

Главная » Статьи » Разное

Мобильная революция в проекции молодёжной субкультуры: символ, имидж или "игрушка" XXI века?
В статье освещаются некоторые аспекты ценностных приоритетов молодёжной субкультуры. Фактологическим материалом является проведённое среди студентов Петрозаводского государственного университета социологическое исследование, направленное на инициирование функции мобильного телефона в рамках молодёжной страты. Транссимволический анализ и опросная процедура, являющиеся базовыми исследовательскими методами, позволили идентифицировать мобильный телефон как: материальный символ молодёжной субкультуры; интерактивная составляющая картины мира её представителей; аналог массовой культурной ценности, формирующий определённую ментальную структуру личности.; "энциклопедия" музыкальных пристрастий и "миф" современной молодёжи, направленный на создание особых виртуальных сообществ.
Ключевые слова:
Мобильный телефон, молодёжная субкультура, молодёжная страта, постмодерн, транссимволический анализ, семиотический интеракционизм, миф современной молодёжи, мифологический уровень коммуникации, энциклопедия музыкальных пристрастий, массовая культурная ценность.
Персоналии:
Р.Барт, О.А. Кармадонов, Д.В.Ольшанский, А.В.Мудрик.
In article some aspects of valuable priorities of youth subculture are mentioned. Actual material is the sociological research carried out among students directed on initiation of function of the mobile phone within the framework of youth subculture. The symbolical analysis and the polling procedure, being base research methods, have allowed to identify the mobile phone as: a material symbol of youth subculture; interactive making pictures of the world of her representatives; the analogue of the mass cultural value forming certain mental structure of the person; "encyclopedia" of musical predilections and the "myth" of modern youth directed on creation of special virtual communities.
Начало XXI века ознаменовано формированием на базе Глобального Информационного Общества современного мультимедиа пространства, технологическая сложность, а также всеобъемлющие информационные перспективы которого позволяют позиционировать его, как ключевое понятие вступающего в свои права тысячелетия. Интеллектуальная продукция нового времени, а это, прежде всего развитая система беспроводной спутниковой связи (мобильная связь), связана с молодёжной субкультурой, так как именно данная субкультура в целом моделирует и направляет научно-техническую революцию, конструируя новую информационную политику в сфере программирования и технического обеспечения.
Статистические данные показывают, что беспроводная спутниковая связь расширяет свой "географический" охват деятельности. При этом мобильные технологии предусматривают определенный тип капиталовложения и на данное время представители медиахолдингов позиционируют подобного рода связь как наиболее выгодное вложение денежных средств и прибыльный бизнес. По оценкам iKS-Consulting, доходы от услуг сотовой связи в первом полугодии 2004 года в России составили 3,31 миллиарда долларов США, продемонстрировав 58%-ный рост по сравнению с аналогичным периодом 2003 года. По прогнозам iKS-Consulting, в 2004 году российские операторы сотовой связи заработали более 7,6 миллиарда долларов США.
Более того, средства массовой информации совместно с ведущими медиахолдингами страны репрезентируют мобильный телефон как неотъемлемую часть имиджа людей, принадлежащих к элитарной, наиболее интеллектуально развитой субкультуре. В данном контексте наличие телефонного аппарата и использование беспроводной спутниковой связи - "модно". Это обстоятельство напрямую коррелирует с возрастными психологическими устремлениями молодёжной субкультуры: потребность занять внутреннюю позицию взрослого человека, определить себя в мире, осознать себя в качестве члена общества, т.е. понять свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни. Соответственно, в этом возрасте (15-21), как ни в каком другом, особую роль для индивида приобретает социальное влияние, реализующееся в давлении различных социальных стереотипов, традиционных гендерных ролей, моды и т.д. В целом, именно следование моде часто способствует самоутверждению личности, - и, следовательно, её значение применительно к молодёжной субкультуре трудно переоценить. А мода - это особое явление в психологии масс, в основе которого лежит психологический феномен подражания, среди некоторых особенностей которого могут быть названы следующие:
- подражание - способ быть соответствующим чему-то общепринятому;
- подражание стимулируется "целенаправленным заражением", используемым рекламой и массовой коммуникацией;
- вместе с этим люди, как правило, подражают представителям своей референтной группы;
- наконец, подражание - следование определенным правилам, нарушать которые не вполне прилично.
Для подтверждения социально значимой в обществе тенденции "модности" и идентификации мобильного телефона как действительно ценностной материальной субстанции молодёжной субкультуры в октябре 2004 года среди студентов Петрозаводского государственного университета было проведено социологическое исследование, модель которого включала:
1. Транссимволический анализ.
Подобный подход позволяет реконструировать как субкультурные символические комплексы в отношении отдельных структурных явлений, так и создавать целые когнитивные "карты" мира, реконструировать саму ментальную структуру субкультуры.

2. Опросную процедуру.
С помощью транссимволичевского анализа в опросных методах возможна вербализация перцептивного символа (то есть субъективно сформулированной информации), способная перевести его в символ апперцептивный, лингвистически оформленный.
Предложенные респондентам вопросы для рассмотрения, располагались по следующим блокам:

1. Данные о студентах.
2. Оценочная информация о качестве владения ими новыми компьютерными технологиями и осведомлённости о современных мультимедиа системах.
3. Сведения, позволяющие инициировать функции мобильного телефона в понимании поколения молодых людей.
Университет - наиболее востребованное учебное заведение среди поступающих, что влечёт за собой географическую разрозненность студентов. Поэтому приведённые ниже данные (первый этап в конструировании молодёжной модели мира) фиксируют ответы (% от общего числа опрошенных), характеризующие различную степень владения студентами компьютером и их осведомленности в области мультимедиа технологий:
* Ваше место проживания до обучения? (79-город, 14-посёлок городского типа, 7-деревня);

* Как Вы оцениваете своё владение компьютером? (63-на среднем уровне, 26-плохо, 8-профессионально, 3-не владею);
* Что, по Вашему мнению, входит в понятие "Современное мультимедиа пространство"? (25-Интернет, 21-Мобильный интернет, 19-сформированный информационный рынок).
Завершающим этапом в конструировании молодёжной модели "мобильного" мира послужил второй блок тестовых ответов на следующие вопросы:
* Какие средства связи являются для Вас наиболее приоритетными? (64-мобильная связь, 20-интернет, 16-стационарный телефон, 0-телеграф):
* Для Вас мобильный телефон это: 40-универсальное средство связи, 38-необходимая часть вашего имиджа в обществе, 15-фирменный аксессуар, который в зависимости от технических характеристик способен подчеркнуть вашу индивидуальность;5-показатель материального достатка; 2-"модная игрушка" XXI века.
Таким образом, согласно критериям психологии моды, возрастной психологии и статистическим социологическим данным, в молодёжной среде возникает такое явление как "семиотический интеракционизм", утверждающий символ (мобильный телефон) в качестве основного элемента социальных взаимодействий. Если за инвариантную основу современной действительности принять тот факт, что основным средством и содержанием социальных отношений являются символы, а структуры "жизненного мира" есть категории знакового характера и социальный мир создаётся с помощью символических форм, то, соответственно, мир в целом - как социокультурное пространство - представляет собой многоуровневую символическую мегасистему и изучать сложившуюся систему следует её собственными символами.
Следовательно, резюмируя и суммируя информацию, полученную в процессе исследования, возможна формулировка следующих гипотез:
Мобильный телефон функционирует в молодёжной среде как ценностно-материальная норма.
Мобильный телефон является не только материальным символом молодёжной страты, но также интерактивной составляющей картины мира её представителей.
Мобильный телефон как аналог массовой культурной ценности в рамках молодёжной субкультуры формирует определённую ментальную структуру личности. При этом каждый представитель страты при помощи мобильного телефона акцентирует собственные специфические музыкальные пристрастия, что позволяет выделить в ментальной структуре молодого человека тенденцию к обретению собственной социальной идентичности при сохранении установки на массовость, как общего "лекала", отражающего ограниченный набор стандартных стереотипных реалий действительности. Соответственно, мобильный телефон является одним из самых распространённых каналов аудиовизуального массмедиа, что позволяет атрибутировать его не только как ценностную категорию, но и как "энциклопедию" музыкальных пристрастий современной молодёжи. Более того, представители субкультуры самостоятельно формируют содержание этой "энциклопедии", так как "элита" в современном контексте не заказчик, не создатель и не носитель высоких образцов культуры и искусства. Таким образом, мобильный телефон - фундаментальное достижение постмодерна, направленное на прочтение и усвоение аудиторией инвариантных структурных принципов, соответствующих социальным, культурным и историческим контекстам XXI века.
Мобильный телефон - это "миф" современной молодёжи. Как полагал французский философ и культуролог Р.Барт, миф - это всегда альтернатива реальности, её "другое". Возведя через СМИ научно-технический прогресс в ранг высшей ценностной категории, общество сконструировало для себя две равноценные массовых реальности, которые являются на данном этапе альтернативой друг друга. С одной стороны под реальностью понимается существующая фрагментарная модель мира, возникающая в процессе становления массового сознания. Вторая реальность направлена на создание особых виртуальных сообществ посредством мобильного телефона (мифологический уровень коммуникации), способствующего интерактивному и максимально комфортному общению представителей молодёжной субкультуры.
Используемая литература:
1. Кармадонов О. А. "Символ" в Эмпирических исследованиях: опыт зарубежных социологов / Социологические исследования. 2004. N 6.
2. Ольшанский Д. В. Психология масс. СПб., 2001.
3. Мудрик А. В. Современный старшеклассник / Хрестоматия по возрастной психологии. М., 1996.

Контактная информация:
Волкова Анастасия Валентиновна, дипломант Межвузовского конкурса студенческих и аспирантских научных работ, посвященных 200-летию М.И.Глинки (Санкт-Петербург, 2004), лауреат Межвузовского конкурса студенческих работ по музыковедению (2-е место, Москва, 2005), лауреат Пятой межвузовской научно-практической конференции, посвящённой 60-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945г. (3-е место, Петрозаводск, 2005), обладатель стипендии "Юные дарования" МК РФ (2004-2005 гг.), e-mail: vnastena@yandex.ru; music.class@mail.ru

Категория: Разное | Добавил: DL024 (07-Января-2009)
Просмотров: 1139 | Рейтинг: 4.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта

Статистика


Copyright MyCorp © 2024