Кафедра менеджмента ИЭИ ЧГУЧетверг, 16-Мая-2024, 06.21.49

| RSS
Главная | Каталог статей
Меню сайта

Категории каталога
НИД преподавателей [23]
Научно-исследователская деятельность преподавателей
НИР студентов [13]
Научно-исследовательская работа студентов

Мини-чат
200

Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 379

Главная » Статьи » НИД кафедры » НИР студентов

Диагностика организационной культуры российских компаний. Подходы и перспективы
Смирнова Ю.Д.
Научный руководитель—Николаев Н.С.
Диагностика организационной культуры российских компаний. Подходы и перспективы

Теория организационной культуры и научно-методический аппарат ее анализа на сегодняшний день не достаточно полны в то время как на практике актуальность диагностики организационно-культурных явлений возрастает.
Сегодня выделяют две парадигмы научного анализа организационно-культурных явлений и процессов. Структурно-функциональная парадигма рассматривает культуру организации как систему, а когнитивно-семиотическая анализирует поведенческие и символические аспекты организационной культуры.
Анализ 31 определения организационной культуры позволили выделить ключевые характеристики явления. Во-первых, организационная культура—это совокупность элементов (ценностей, идей, моделей поведения), упорядоченных по уровням. Во-вторых, организационная культура обладает рядом свойств—динамичностью, изменчивостью и др. Значение культуры для организации выражается в выполняемых ею функциях—интегрирующей, кооперирующей, мотивационной и др.
Организационная культура—совокупность материальных, духовных, социальных ценностей, созданных и создаваемых сотрудниками компании в процессе трудовой деятельности и отражающих неповторимость, индивидуальность данной организации.
С 70-х гг. ХХ века разработано несколько моделей организационной культуры, позволяющих воссоздать многогранность феномена: Т. Парсонса, Г.Хофстеда, Э. Шейна, П.Харриса и Р.Морана, У.Ноймана, В.В. Козлова, А. Вилдавского и др. Модели находятся в тесной связи с типологиями культур и диагностическим аппаратом. Так Ким Камерон и Роберт Куинн выяснили приоритеты компаний Microsoft, Nike, IBM, Toyota, Honda и предложили модель, типологию и методику диагностики организационной культуры на основе рамочной конструкции конкурирующих ценностей. Их методика апробирована, ее валидность доказана, а достоинствами являются наглядность, использование качественных и количественных показателей, возможность оценки как настоящего, так и делаемого уровней культуры.
Среди других авторов, разработавших свои типологии оргкультур—Ч.Хэнди, С.Медок и Д.Паркин, С.Иошимури, А.И. Пригожин и др.
На наш взгляд, лучшей российской методикой является анкета диагностики организационной культуры Ю.Г. Семенова, оценивающая социально- и организационно-психологические аспекты организационной культуры по 9 блокам. Блок 1 выявляет специфику и формы выбора целей, планирования и постановки задач в организации. Блок 2 определяет степень корпоративности отношений, их скоординированность и эффективность. Блок 3 анализирует информационно-деловой обмен как показатель уровня организационного развития. Блок 4 выявляет методы и формы активизации организационного поведения, а также соотношение поощрительных и репрессивных видов стимуляции. Блок 5 диагностирует формы контроля, соотношение нормативных и творческих организационных тенденций, степень эффективности организационных процессов. Блок 6 определяет силу организационно-управленческой реактивности. Блок 7 характеризует состояние социально-психологической экологии организационной среды, степень ее конфликгогенности. Блок 8 диагностирует природу и специфику гендерных отношений, влияющих на культуру отношений в коллективах, имеющих половую дифференциацию личного состава. Блок 9 выявляет дефекты организационной культуры, обус¬ловленные системными патологиями различных форм и уровней, возникающие в результате структурно-функциональных ошибок и сбоев жизнедеятельности организации.
Для теории организационной культуры сегодня характерны системный подход, компромиссный подход к проблеме рационального формирования и управления организационной культурой, развитие рационально-прагматических парадигм. В перспективе—разработка научно-методического аппарата диагностики организационных культур, исследование новых областей и проявлений организационной культуры, использование математических методов и моделей и синергетического подхода для анализа.

Литература

1. Грошев И.В. Организационная культура: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 080507 «Менеджмент организации» / И.В. Грошев, П.В. Емельянов, В.М. Юрьев. – М.: Юнити-дана, 2004. – 288 с.
2. Маренко В.А., Кипаева Н.Г. Динамика развития экономической системы. – Приборы и системы. Управление, контроль, диагностика. – 2006. - №10. – С. 65—67.
3. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие /Г.В. Савицкая. – 7-е изд., испр. – Мн.: Новое знание, 2002. – 704 с.
4. Семенов Ю.Г. Организационная культура: Учебное пособие. – М.: Университетская книга; Логос, 2006. – 256 с.
5. Сивальнева Т.. Жалнин М. Корпоративная культура в системе категорий экономической науки. – Управление персоналом. – 2007. - №18. – С. 53—54.
6. Соломанидина Т.О. Организационная культура компаний. – М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2003. – 456 с.

Категория: НИР студентов | Добавил: neva (26-Апреля-2009) | Автор: Юлия Смирнова
Просмотров: 5312 | Рейтинг: 4.5/2 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта

Статистика


Copyright MyCorp © 2024